Идеи было две: увидеть Найрамдал (гора такая) и умереть. И то, и другое получилось. Ну и ещё была идея (давняя моя, ещё довелосипедная) связать в одном маршруте Укок и Подбелушье. И это тоже получилось. Члены Удовольствия остались в Тюнгуре на восхождение, примкнув к группе альпинистов, мысленно пожелаем им удачи, оно вот где-то сейчас должно иметь место быть.
Фотографии будут позже. Треки, если надо, дам. Не могу сказать, что прям рекомендую к повторению, жестковато было местами и совсем невелосипедно. Переиграть бы кое-где, но это требует неспешных размышлений.
Дальше буду излагать разные умные мысли, которые вспомню. На последовательность изложения не претендую, ибо старческая деменция - она такая.
1. Добраться до Кош-Агача занедорого с лисапедами. Это не так просто. Что могу посоветовать: зайти ВК, группы, поиск, написать Кош-Агач. Вывалится целая куча групп по поиску попутчиков. Объявления размещаются буквально за день. Среди этих объявлений есть таксисты с минивэнами. Вот нам повезло найти такого, без пассажиров. Выкупили его целиком, обошлось в 7 т.р. на троих, что очень хорошо. Телефон есть у ребят, дам, если надо, но нервы нужны крепкие. Обгон вслепую на 120 на горном серпантине со сносом колёс в повороте - это вообще обычное дело))
2. Выбраться из Ини автостопом. Тоже было непросто. В этом году чумовой урожай ореха, "все ушли на фронт". Надо пробовать уехать в Онгудай (райцентр), можно и своим ходом, но у меня не было сил. В Онгудае полно предложений ночлега и в 7 утра из центра едет пазик и кое-какие таксисты до Горно-Алтайска. До Онгудая меня добросил парень на легковой, который тоже ехал на орех.
3. Что до маршрута. От Коша до с. Аргут были сплошь дороги. Я прям даже не ожидал. Но это зачастую такие дороги, что вверх почти всегда пешком, а вниз - так едва ли что-то там поедет быстрее велосипеда. Ну разве что мот-эндурик. От Аргута до Аккема была конная тропа. И шли мы её три дня. И местами страдали. Там пешком-то страдание, а с велом и подавно. Но зато было там два прекрасных спусковых куска. Прямо вот даже не ожидаешь, что можно так съезжать по конной тропе. Тюнгур - Иня же, в свою очередь, райское место для велосипедиста. Ну об ней я уже писал в том году. Добавить можно только, что в сторону от Тюнгура ехать интереснее, как мне показалось, чем наоборот. Ну и продлился я до Ини (в прошлый раз не ехал), перед самым селом чумовой кусок, вырубленный в скалах над рекой. Ничего сложного, но когда обрыв близко, а лететь далеко, оно пикантности добавляет.
4. Об маршруте поточнее: Кош-Агач - дорога на Джазатор - дорога на Укок через плато 3000+ - вдоль р. Калгуты - пер. Карсулу - пер. Богомуюс - р. Джазатор - р. Аргут до впадения р. Иедыгем - р. Бартулдак - р. Коир - траверс г. Томул - р. Ороктой - р. Аккем - пер. Кузуяк - Тюнгур - Инегень - Иня.
5. С погодой было очень. Мог быть запросто снегопад, например, или сплошные дожди, а были мороз и солнце. Причём мороза мало, а солнца много. Днём было порой жарко, как тута. Я даже почуть облажался, не взяв на ход шорты и короткий рукав, несколько страдал от этого. А до нашего приезда были долгие и повсеместные дожди, аккурат с приездом и прекратились.
6. Грибов до усрачки. Дождевики, шампиньоны, подберёзовики, маслята. Впрочем, мы ели только первые, остальные не внушали. Ягода всяческая, включая полевую землянику. Обидно только, что месторождения черники, малины и смородины выпали на последний день, когда надо было спешить, и жрать ягоды не было никакой возможности, чисто символически. Прям вот сердце обливалось. Лёша (не я) улетел через руль на спуске - и мордой в чернику, а поесть некогда, надо дальше, вы себе представляете такой драматизьм?
7. По информации от ребят кто-то в июле прошёл впереди нас вторую, самую экзотическую часть маршрута с велами, вот ведь забавное совпадение. На этот маршрут пешком-то ходят редко. Но я пока не нашёл отчёта. Но он где-то есть.
8. Маршрутки в Горно-Алтайске. Да, пазики, да, куча ипшников. Но в каждом пазике кондуктор, который сам к тебе подойдёт, если есть возможность, и обязательно даст билет. Терминалы, а у кого нет терминалов - номер телефона, привязанный к карте. До аэропорта из центра города доезжается преспокойно за 20 рублей, только вот нечасто ходят в те края пазики, надо уточнять расписание. В принципе, самолёт там один, улетает в 10 утра, и к нему отлично подходит пазик 418, который в 7.42 отправляется от университета. Ещё маршрутов пять, как минимум, идёт мимо, и один прям туда заворачивает (нужды нет, аэропорт 300 метров от трассы)
9. Паромщик в Инегене: 9IЗ698З62I Артур
10. В общем, родилися у меня кое-какие мысли об том, что было сделато неправильно
10.1. Укок всё же следовало, пожалуй, ехать южнее и западнее, с посещением озёр Гусиное, Кальджин-Коль и проч. Через Ак-Алаху нынче, как мы выяснили на месте, есть два моста (туда и обратно), которые позволяют её не бродить. А брод как раз и пугал. Но это знатно длиннее и набористее.
10.2. Аркыт - Иедыгем - Коир - это, конечно, зло, но его разумными средствами не избежать. Впрочем, зла там два, не таких больших: Иедыгемский узун-бом и подъём из Коира, первая его половина
10.3. А вот в Ороктой надо было падать по-другому. Не через Сулукобы, а севернее, на ОСМ обозначено вполне точно, где расходятся и сходятся тропы. Тропу через Сулукобы знатно убили конями, а в нижней части она попросту превратилась в ручей. Ну, то есть, ручей решил, что проще течь по тропе.
10.4. Уходить через Сулуайры к Аккемскому озеру - такая себе идея. Тропа по Аккему тоже в говно, Белуху оттуда сильно лучше видно не будет, много чем она закрыта. К озёрам (Аккемскому и Кучерлинскому) всяко лучше идти пешком, приютив велы где-нибудь в Тюнгуре или Кучерле.