Любят в нашей стране чай. Любят крепко и давно. Уже и чая-то в магазинах не купить, а только всякий гринфилд, а всё равно любят. Началось это всё давно, а кульминации достигло в 18-19 вв. Иркутск тогда был не абы как, а по сути столицей Восточной Сибири. А в начале 18 века мы заключили договор о границе с Китайской империей, а затем граф Савва Рагузинский основал у границы крепость Троицкосавск, а вслед за нею возникла торговая слобода Кяхта, а нынче это всё объединено под последним названием.
Ну и, собственно, началась в Кяхте чайная торговля. Да так началась, что прям ващьпе. На протяжении без малого двух веков это был важнейший субъект имперской экономики, приносивший немалые деньги в казну за счёт пошлин. А "убили" Кяхту Транссиб (ж/д) и Суэцкий канал. Но это уже другая история.
Так вот, сообщение между вышеупомянутыми городами имело место быть через Байкал. Потому что вокруг оного зело гористо. А дорога вдоль берега, которая есть сейчас, - это ни фига не так просто, как кажется, появилась она сильно не сразу. Поэтому чай возили летом на судах, зимой по льду. Но есть же ещё межсезонье, есть шторма, которые на Байкале бывают чудо как хороши. И как ни крутись, а сухопутный путь был шибко нужон, хотя бы для почтового сообщения. И у него есть собственная увлекательная история.
Первая часть, дорога от Иркутска до села Култук на берегу Байкала по низкогорью вопросов не вызывала. Современная траектория федеральной трассы повторяет путь на 99, наверное, процентов. Вопросы вызывала вторая часть, переход через хребет Хамар-Дабан.
Вариант первый шёл через Тункинскую долину, по горам на границе с Монголией и выходил в долину Джиды. Был адово долгий и сложный
Поэтому в начале 19 века был построен вариант второй. От Култука сразу лез в гору, шёл на юг, бродил кучу речек, шёл по высокогорному плато, в общем, тоже прелесть ещё та, особенно где-нибудь в ноябре-декабре.
Через несколько лет кусочек дороги по берегу Байкала таки осилили сделать, и от этого родился третий путь. У него есть точное имя, в отличие от первых двух, - Игумновский, по фамилии купца, который это предложил и проспонсировал. До устья реки Хара-Мурин двигались берегом, затем уходили на юг в горы. Было покороче и пониже в плане абсолютных высот, но тоже невесело
Ну и уже потом, к середине 19 века осилили дорогу до устья Селенги и всё значительно упростилось, но тем не менее, помимо совершенно плоского варианта с Селенгой существовал и горный, построенный Кяхтинскими купцами. Он был заметно короче и при этом не такой сложный, т.е. вполне конкурентноспособный. Первые 3 были, разумеется, заброшены как только, так сразу.
Примерная схемка первых трёх путей
[map]51.39235,102.30469(Путь 1); 51.40606,103.48022(Путь 2); 51.20688,104.35913(Путь 3); 51.72192,103.69446 51.74234,103.61549 51.73341,103.3992 51.74701,103.28865 51.79503,103.2296 51.7946,103.02223 51.71299,102.78877 51.71639,102.69402 51.70831,102.54089 51.61119,102.48047 51.28769,102.38708 51.14317,102.40356 50.97054,102.67548 50.75731,102.78809 50.56056,102.90894 50.4645,102.98035 50.38401,103.15338 50.41202,103.31543 50.461,103.45001 50.42252,104.11743 50.57277,104.66125 50.50295,104.76837 50.5623,105.10345 50.6181,105.34241 50.61287,105.68024 50.55881,105.9494 50.48897,106.16913 50.40502,106.32294 50.36298,106.44379; 51.7199,103.69429 51.7014,103.67952 51.70363,103.67111 51.70874,103.65412 51.70895,103.6397 51.69256,103.627 51.67788,103.62185 51.67468,103.60863 51.65563,103.58545 51.63549,103.5791 51.62771,103.56056 51.59083,103.52606 51.56992,103.54082 51.54687,103.56262 51.53705,103.58133 51.52786,103.58786 51.52044,103.59713 51.50914,103.59717 51.50391,103.59554 51.49613,103.59558 51.48892,103.59738 51.48678,103.59266 51.46663,103.60313 51.4562,103.60373 51.45171,103.60991 51.43935,103.63146 51.42822,103.63901 51.42035,103.64313 51.42699,103.67515 51.41869,103.67343 51.41302,103.66176 51.40269,103.64862 51.39701,103.63317 51.38432,103.6282 51.37644,103.61961 51.3379,103.61343 51.3098,103.58803 51.28168,103.58013 51.2559,103.57395 51.24021,103.57395 51.20688,103.58562 51.18795,103.60485 51.17698,103.63781 51.16471,103.65017 51.14446,103.62717 51.12658,103.59833 51.09166,103.62717 51.07333,103.69274 51.07441,103.74046 51.07614,103.93101 51.08196,103.99933 51.07355,104.07589 51.06103,104.0958 51.04506,104.1013 51.04204,104.11829 51.04819,104.15709 51.04398,104.16464 51.02736,104.17665 50.98437,104.2424 50.90217,104.34128 50.88008,104.44427 50.85191,104.53217 50.82329,104.59328 50.79639,104.60495 50.73906,104.62143 50.67166,104.62692 50.69515,104.76563 50.66557,104.82124 50.60503,104.8336 50.60242,104.97093 50.63117,105.13435 50.62682,105.79834 50.5623,106.04279 50.48722,106.24329 50.38401,106.46576; 51.71682,103.70544 51.69214,103.69446 51.66233,103.71094 51.62654,103.80432 51.61269,103.82835 51.60053,103.89942 51.5792,103.96053 51.54057,104.04945 51.52284,104.12567 51.4925,104.25922 51.48951,104.29287 51.47112,104.39587 51.46984,104.40926 51.43924,104.40857 51.42854,104.42162 51.40842,104.42505 51.38849,104.39724 51.37007,104.38625 51.37197,104.37342 51.38314,104.35501 51.38914,104.34214 51.38517,104.31862 51.38314,104.28772 51.37242,104.27382 51.34884,104.223 51.34734,104.20361 51.3349,104.19777 51.33029,104.18386 51.30282,104.17133 51.28243,104.16155 51.22635,104.14627 51.14834,104.1394 51.07937,104.16412 51.06556,104.16412 51.05348,104.15863[/map]
Долгая преамбула, зато и поход делать интереснее в разы в таких условиях. Причём тут мы, речь пойдёт далее. Буду периодически прерываться в излияниях.