Трек нашего пути:
http://gpstracks.ru/4jzg
Нас было трое: организатор двухдневной прогулки вдоль Дона – Alexandr, Эндрю и Olich (это я). Упаковав бутерброды и термосы с чаем в свои рюкзаки, утром 2 января мы выехали на заснеженные улицы Воронежа. У всех были зимние шипованные покрышки и мы ехали по скользким дорогам без проблем.
Как иногородний гость, поделюсь первыми впечатлениями. Большое водохранилище на территории города создаёт впечатление, что Воронеж стоит на очень крупной реке, вроде Волги. Поэтому увидев протяжённый Северный мост, у меня была первая ассоциация с Ярославлем, Костромой или даже Питером. Высокий правый берег с затяжными подъёмами также создавал ощущение, что этот город находится где-то на Волге. Было необычно увидеть для областного центра такой развитый частный сектор в исторической части города. Alexandr повёл нас на высокий правый берег по улице, которая была вымощена булыжником. Такие артефакты свидетельствуют о том, что историческая часть города сохранилась достаточно хорошо.
Широкие улицы с выделенными полосами для трамвайных путей, уходящих на самые окраины и грандиозная трамвайная эстакада на Северном мосту никак не увязывались с рассказом о печальной судьбе воронежского трамвая. Я был очень удивлён, узнав, что в этом крупном городе, с такой развитой трамвайной инфраструктурой, движение трамваев несколько лет назад могло просто так остановиться.
Из Воронежа мы выезжали по Острогожскому шоссе. Ветер дул с северо-запада и был практически попутным, поэтому начавшаяся метель не создавала для нас серьёзных препятствий.
Понтонный мост через Дон стал серьёзным препятствием для больших льдин. Это способствовало образованию зрелищного ледостава выше по течению, который мы наблюдали с моста.
Конечным пунктом нашей поездки на 2 января была деревня Борщёво, где в нашем распоряжении был тёплый дом с печкой. Грунтовая дорога вдоль Дона после Гремячего была хорошей альтернативой Острогожскому шоссе. На пути нашего следования в Борщёво можно выделить одну не совсем очевидную тропу, которая позволяет перебраться из Гремячего в Рудкино (см. трек). Эта тропа проложена по отвесному склону. В нашем случае пришлось приложить некоторые усилия, чтобы преодолеть крутой скользкий подъём с велосипедами, но в сухую погоду с этим проблем быть не должно.
Эту тропу едва ли можно назвать оптимальным маршрутом между Гремячьим и Рудкино, поскольку в 300 метрах западнее склона есть дорога, которая идёт примерно в том же направлении. Однако с этого склона открывается очень живописный вид на излучину Дона.
Расположение деревень вдоль правого берега Дона имеет некоторую характерную особенность. Преобладающее большинство домов в этих деревнях стоит не на равнинной части перед склоном, а на самом склоне где-то посередине между поймой реки и самой высокой частью. Такое необычное расположение домов на склоне имеет свои преимущества. Оно позволяет вывести дома из зоны подтопления во время весеннего половодья и в тоже время, позволяет защитить дома от сильного ветра со стороны степной части высокого правого берега. Эта особенность, в совокупности с большим количеством оврагов, повлияла на формирование сети местных грунтовых дорог, для которых характерны затяжные спуски и подъёмы.
В деревни Костёнки мы заехали к музею мамонтов. Огромное здание музея смотрелось весьма внушительно на фоне частных деревянных домов. К сожалению, музей был закрыт и на наш стук в дверь никто не откликнулся. Однако ощущение присутствия мамонтов не оставляло нас ещё очень долго.
Один из родственников Alexandrа увлекается плетением корзин. В доме в Борщёво мы как раз увидели одну из последних работ.
Восхитила оригинальность конструкции этой необычной корзины и проработка деталей, которая давала понять, что работа выполнена настоящим мастером. Если у кого-то возникнет желание приобрести подобные плетёные корзины или сделать свой заказ, со всеми вопросами и предложениями обращаться к Alexandrу.
За сутки мы проехали около 60 км. На следующий день 3 января сильный северо-западный ветер заметно стих и было решено продвигаться обратно в Воронеж по левому берегу Дона своим ходом. В течение ночи снега заметно прибавилось, но даже с такой толщиной снега серьёзных препятствий для движения велосипедов пока не возникало. Были все предпосылки для нормального проезда по грунтовым дорогам вдоль цепочки озёр-стариц Дона на левом берегу. Самой удобной переправой через Дон после Борщёва был мост около Нововоронежа.
В посёлке Камено-Верховка к нам на какое-то время присоединился ещё один участник со своим продвинутым байком.
Вскоре покрытие исчезло, и началась грунтовая дорога с большим количеством песка. Лёгкий мороз и утрамбованный снег в колеях превратили рыхлую дорогу в подобие хорошего зимника. Как заметил Эндрю, летом на этой дороге его байк сильно зарывался в песок. Но сейчас, ехать по такой дороге было одно удовольствие.
По левую сторону от дороги растянулось большое фермерское хозяйство со скотом. Несмотря на большую численность скота, мы не заметили ни одного человека, который бы следил за ним даже на свободном выпасе.
Дорога имела хороший накат вдоль восточного берега озера Погоново и Икосное. Пересечь эти озёра по льду не представлялось возможным из-за сомнительной толщины льда. Тут стала очевидной обратная сторона зимней дороги с хорошим накатом – этот накат может вести далеко не всегда туда, куда хотелось бы попасть.
Наиболее подходящая для нас дорога по другую сторону озёр была где-то между озером Икосное и Жирово. В ту сторону практически никто не проезжал и не было никакой гарантии, что между этими озёрами можно было преодолеть протоку, которая их соединяет. Дорога же с хорошим накатом привела нас к КПП на полигон, куда нас не пустили.
На велосипеде приятно ездить по утрамбованным дорогам. Если дорогу приходится тропить, то это гораздо удобнее делать на лыжах. Поскольку мы просто катались и перед нами не стояло амбициозной цели прорваться на другую сторону озёр к Воронежу любой ценой, было решено объехать полигон с южной стороны по утрамбованной колее, которая как раз шла вдоль его западной границы. Несколько раз за границу полигона уходил одинокий автомобильный след. По относительно узкому рисунку протектора с развитыми грунтозацепами по краям можно было предположить, что этот след оставил армейский УАЗик, который нарезал петли по полигону. Такое отклонение на восток показалось нам малоперспективным и в итоге мы возвратились практически обратно в Камено-Верховку. На треке этот «манёвр» нашей группы по объезду территории полигона с западной и южной стороны похож на перевёрнутую букву S.
К нашему удивлению, обнаружилась накатанная колея, которая уходила около Камено-Верховки на восток в поля в сторону Боёво. Колея была достаточно широкой и её оставили предположительно грузовики, которые вывозили с полей свеклу. По мере продвижения в сторону Боёво, накат на колее становился всё меньше и вскоре остался один единственный знакомый узкий след с развитыми грунтозацепами по краям, который поворачивал обратно на запад в сторону полигона.
Последние полтора километра до Боёво пришлось тропить пешком по очень разбитой грунтовке, глубокая колейность которой не позволяла безостановочно ехать на велосипеде. Эти колеи не было видно под снегом и колёса могли непредсказуемо сползти в одну из таких узких ложбинок или уткнуться в боковые стенки колеи.
Мы подъехали к железнодорожной платформе в Боёво, когда стали сгущаться сумерки. Во время ожидания электрички один работник железной дороги в сигнальном жилете только-только отошёл от новогоднего застолья и не ожидал увидеть велосипедистов зимой в такой глуши. Он поделился своим впечатлением, которое мы на него произвели и сказал, что если бы увидел нас 1 января, то подумал бы, что это у него от чрезмерного количества спиртного

Хочется поблагодарить Alexandra и Эндрю за приглашение в этой велосипедной покатушке. Погода была хорошей и маршрут для двух дней подобран подходящий.