Так. Ну надо бы с чего-то начинать.
Замысел общий был какой - ехать с востока на запад, прижимаясь поюжнее. Плюс мой каприз - избежать Чуйского тракта при движении по Алтаю. В результате мы довольно много ехали там, где обычно не ездят и даже пешком не очень ходят. Очень было много щекотливых моментов типа "если там смыло мост, нам придётся разворачиваться, а наверняка никто не знает", но удача была прям вот целиком и полностью на нашей стороне.
Об особенностях и спецучастках маршрута остановимся подробнее.
1. Тыва. Ну, это для нас настолько дичь, что мы не очень-то искали спецучастков, там на главной дороге нахлебаешься до отвала. Но всё же. Тыва - это горы, горы, горы и две котловины. Центральная - в ней течёт Енисей и стоит стольный град Кызыл. И южная - отделена хребтом Танну-Ола, с которого вода стекает на юг в Монголию, собственно тувинцам досталась только северная, гористая часть этой котловины, дальше граница. Вот из центральной в южную надо было как-то попасть. Есть два цивильных пути, но не очень прямых, а есть прямой, но не цивильный - называется Овюрский перевал. Велосипедисты там уже были, собственно, благодаря находке их отчёта, я узнал про этот путь и решил его повторить. Непросто, но красиво, особенно с учётом контраста этого горно-таёжного участка с остальной степной и полупустынной Тывой.
[map]51.54975,92.84546(Цивильный путь); 50.66339,94.5813(Чуть менее цивильный); 51.21377,93.46069(Наш); 51.71171,94.42749 51.64103,94.43985 51.39921,94.73099 51.20774,94.97955 50.97572,95.17181 50.86664,95.20889 50.73906,95.28717 50.63727,95.31052 50.60677,95.00427 50.61985,94.51675 50.68776,94.30939 50.73559,94.02374 50.65643,93.70239 50.68711,93.38654 50.70624,93.34019 50.71211,93.22449 50.76687,93.04733 50.82329,92.99927 50.8068,92.96356 50.83977,92.84271 50.80941,92.66693 50.80767,92.52686 50.87206,92.41871 50.91516,92.41219 50.92684,92.35348 50.9171,92.30267 50.89545,92.29408 50.88722,92.26868 50.84844,92.25803 50.82134,92.27898 50.77555,92.29202 50.73819,92.22061 50.72776,92.10251 50.74515,92.03728 50.78119,91.98921 50.77967,91.89514; 50.82676,91.87317 50.93074,91.65894 51.30658,91.48865 51.27223,92.0929 51.40606,92.23022 51.38892,92.51038 51.59072,93.14758 51.57366,94.08691 51.68618,94.35608; 51.57366,94.13223 51.54121,94.12949 51.47711,94.19266 51.37607,94.05807 51.33662,94.07181 51.26707,93.87955 51.24215,93.8356 51.23183,93.71887 51.2086,93.7175 51.20409,93.68008 51.16987,93.64162 51.18688,93.57845 51.19656,93.54584 51.17418,93.38791 51.16255,93.36079 51.13972,93.33298 51.10762,93.29727 51.07549,93.24749 51.07182,93.21041 51.05737,93.1802 51.0619,93.1366 51.04355,93.13969 51.02628,93.12218 51.02347,93.09025 51.00447,93.08475 50.99431,93.0463 50.98351,93.01197 50.96664,93.03394 50.94978,93.02742 50.9368,93.03806 50.92122,92.99412 50.89459,92.94159 50.88268,92.90279 50.86209,92.87876 50.85451,92.84203 50.84519,92.80426 50.83348,92.76066[/map]
2. Кызылшин. Очень симпатичные красные эрозионные горы на востоке Алтая около села Кокоря. В прошлый раз я на них смотрел со стороны и очень захотелось в них прям нырнуть. Вот и нырнули, отклонившись чуть от линейного маршрута.
[map]49.95105,89.03672(Кызылшин)[/map]
3. Бельтир - Курайская степь. Первый этап замысла по объезду тракта. В принципе, ничего не предвещало, со спутника просматривалась дорога, но оказалось, что не полностью дорога, частично конная тропа.
[map]49.97674,88.16301 49.97885,88.16084 49.98125,88.16024 49.98261,88.15775 49.99472,88.12168 50.00068,88.06057 50.01612,88.04409 50.04038,88.03207 50.05427,88.0283 50.05802,88.02074 50.06419,87.9998 50.06904,87.97817 50.07367,87.96787 50.08887,87.94144 50.09834,87.93903 50.10627,87.92839 50.11309,87.91431 50.12278,87.90127 50.13863,87.8944[/map]
4. Курайская степь - урочище Ештыккёль - р. Маашей - урочище Ештыккёль (продолжение). Опять же, ничего не предвещало. Дорога со спутника хорошо видна. Но действительность была весьма сурова. И как раз здесь нам повезло, что уцелел мост через Маашей. Год был богатый на дожди, много чего смыла стихия.
[map]50.12234,87.90848 50.14611,87.87277 50.15315,87.81853 50.18064,87.77767 50.19196,87.75759 50.19976,87.73201 50.18943,87.72274 50.19844,87.7018 50.20251,87.6824 50.21701,87.65631 50.21195,87.62987 50.21075,87.60567 50.2147,87.58781 50.21459,87.56258 50.22294,87.54129 50.23293,87.52052 50.24391,87.48465 50.24589,87.44019[/map]
5. Ештыккёль - выход к Катуни по водоразделу Чуя-Шавла - переправа через Катунь. С чего начался весь этот замысел - с того, что я в прошлом году навёл справки о паромной переправе через Катунь в с. Инегень и от неё вся эта красота в голове и нарисовалась. Вот только паром в этом году смыло. Восстанавливать его не будут, инфа соточка. Нас переправили на весельной лодке за 2000 (4 рейса по 500, лодка крошечная). И вас могут, конечно, переправить, но вот не могу сказать, что порекомендовал бы весь этот аттракцион вышеописанный (п. 3-5) к повторению. Хотя, конечно, то, что можно увидеть на таком маршруте, не идёт ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть на среднестатистическом веломаршруте. Более того, это ещё и не один пеший поход надо будет сходить в тех краях, чтобы достичь полноты охвата.
[map]50.25182,87.24003 50.23337,87.13909 50.20547,87.04502 50.26301,86.99387 50.28583,86.94717 50.2832,86.88263 50.27705,86.85791 50.28671,86.7453 50.29724,86.70273[/map]
6. Ну и последний спецучасток, хотя вот уж не ожидал, оказался на границе республики и края. Коргон - Сентелек. Злой спецучасток. Во-первых, потому что ничего не предвещало. Во-вторых, ладно в остальных местах тяжело, но красиво, а тут просто тупо тяжело и бурьян выше головы.
[map]51.10201,84.03133 51.11322,83.99975 51.13154,83.96782 51.13455,83.92559 51.13886,83.91186 51.17267,83.87066 51.18429,83.86379 51.20215,83.84869 51.20688,83.82259 51.20796,83.79307 51.20215,83.75496[/map]